Загадка Древнего Востока: как туркменские украшения для женщин и лошадей покорили весь мир (11 фото)

Блог сайта «Капризулька»
Загадка Древнего Востока: как туркменские украшения для женщин и лошадей покорили весь мир (11 фото)
Загадка Древнего Востока: как туркменские украшения для женщин и лошадей покорили весь мир (11 фото)

В мировом ювелирном искусстве есть очень интересное направление – туркменское. Национальные серебряные украшения этого народа неповторимы и узнаваемы. Восточные мастера многие века удивляли своим искусством весь мир, а сейчас их секреты пытаются разгадать зарубежные дизайнеры и ювелиры. «Туркменский стиль» до сих пор не вышел из моды, ведь он впитал в себя уникальные восточные традиции, помноженные на высокий художественный вкус и мастерство.

Работа для мужчин
Если ткать ковры и вышивать в Туркмении было занятием женским, то изготовлением ювелирных украшений традиционно занимались мужчины. Древнее ювелирное искусство передавалось из поколения в поколение, и только в прошлом веке в мастера (по-туркменски – зергеры) стали набирать всех желающих. Мальчик, который устраивался учеником к мастеру, обычно не проходил никакого конкурса. Более того, ему ничего не нужно было платить за обучение: напротив, зергер при необходимости даже материально помогал своему ученику. Сначала будущему мастеру давали самую примитивную работу, но если он показывал талант и усердие, постепенно мастер начинал доверять ему и более сложные вещи – например, делать гнезда для вставки камней.

В конце обучения новоиспеченный зергер проходил своего рода экзамен: ему нужно было сделать ювелирное изделие самостоятельно. Если мастер признавал его работу достойной, юношу ждало самое важное в жизни событие – посвящение в мастера. В честь молодого зергера устраивали большой пир, на котором обязательно закалывали барашка и ставили на стол самые изысканные блюда. В знак признательности бывший ученик преподносил своему преподавателю халат, а тот мог подарить ему несколько своих инструментов.

Украшения вчера и сегодня
Самым распространенным материалом для изготовления туркменских ювелирных украшений испокон веков было серебро. Иногда его покрывали позолотой. Изделия украшали гравировкой, насечками, инкрустировали полудрагоценными камнями (чаще всего – сердоликом или бирюзой), и лишь в наше время ювелиры Туркмении стали вставлять в изделия искусственные камни и стекло. При создании узоров мастера использовали простые геометрические фигуры — круги, ромбы, овалы, треугольники, квадраты. Считалось, что овальный камень в украшении символизирует глаз и поэтому защищает владельца от дурного глаза. Говорят, что именно поэтому в ювелирных изделиях туркменов столько камней такой округлой формы.

Также распространено изображение павлина, который очень часто встречается в искусстве древнего Востока. Штампы для серебряных изделий были очень разнообразными в плане рисунка и обычно передавались по наследству.

Украшения изготавливали не только для женщин, но и для… коней. На налобной части сбруи животного обычно красовался камень-оберег. А вот мужчины ювелирные изделия почти не носили (разве что могли украсить свои доспехи).

Со второй половины позапрошлого века ювелирные украшения работы туркменских мастеров стали постоянными «участниками» престижных европейских выставок. И даже когда в 1960-х годах в Туркмении был наложен запрет на частное ювелирное дело, зергеры продолжали работать.

Интересно, что за многие века стилистика туркменских изделий особо не изменилась – ну, может быть, немножко оригинальнее стали узоры.

Сегодня многие дизайнеры мира стали обращать внимание на искусство туркменских зергеров, ведь их изделия привлекают своей самобытностью, точностью геометрических форм и симметричностью в совокупности с неповторимостью национальных орнаментов, которые впитали в себя тысячелетнюю историю искусства Древнего Востока.

Богатство туркменок
Туркменские женщины уделяли огромное внимание ношению украшений и придавали им глубокий, сакральный смысл. Сережки, браслеты, головные уборы не только говорили о статусе и положении женщины (замужняя или незамужняя, есть ли дети и т.д.) и принадлежности к тому или иному племени, но и служили своего рода оберегами.

Гордость и отличительный признак для туркменской женщины. /Фото:orient.tm
Люди наделяли свои украшения способностями давать владельцу силу, помогать в сохранении крепких семейных уз и даже излечивать от недугов. Ювелирные украшения-обереги нашивали на одежду малышам, а серебряные бубенчики на жилете ползающего по дому карапуза своим звоном еще и давали матери возможность всегда знать, где он.

Само серебро считалось олицетворением женского начала, и представительницы прекрасного пола обильно покрывали серебряными изделиями шею, руки, уши, косы, одежду. Особенно богато украшались головные уборы. Обычно поверх тюбетейки женщина носила что-то вроде серебряного купола с подвесками в виде серебряных пластин и драгоценных камней (стилизация под шлем туркмена-воина). Самыми настоящими шедеврами ювелирного искусства были даже прищепки и держатели для женских платков.

Уже в девять-десять лет туркменская девочка имела свой персональный и довольно большой набор ювелирных украшений. А вот после 40-45 лет женщины традиционно старались украшать себя скромнее.

Сегодня туркменское ювелирное искусство стало более современным: с одной стороны, сохранились старинные традиции, с другой – появилась свобода в выборе узоров и приобретении материалов. Кроме того, это уже не строго мужское занятие – теперь среди зергеров встречаются и женщины.

Работы молодой женщины-ювелира Айджемал Чарыевой.

published on caprizulka.ru according to the materials chert-poberi.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Загадка Древнего Востока: как туркменские украшения для женщин и лошадей покорили весь мир (11 фото)
×
Жми «Нравится», чтобы читать нас на Facebook